Помощь - Поиск - Зарегистрированные пользователи - Календарь
Полная версия: Маджары-аланы-буртасы-мещера
Tatforum > Tatforum - Tatarlar forumy - Татарский форум > Tatar xalqınıñ tarixı - TatHistory
Страницы: 1, 2, 3, 4
Alter_Ego
Samtat, дополняю сведения о мишарях:

СТЕПНАЯ ГРУППА ПОПУЛЯЦИЙ

«Степной комплекс. Население зоны степей в антропологическом отношении изучено слабо. При выделении степного комплекса приходится основываться на данных о русском населении среднего течения Дона и Хопра и о некоторых тюркоязычных группах правобережья Волги, в частности мишарях. Население, относящееся к этому комплексу, отличается средним ростом, мезокефалией, небольшими абсолютными размерами головы и лица, потемнением цвета волос и глаз, средним ростом бороды, средней профилированностью лица и сравнительно сильным выступанием носа. Комбинация антропологических признаков, характерных для степного комплекса, известна в литературе под названием понтийского, или черноморского, типа (Випак, 1932. Neues Material,..)- Н.Н. Чебоксаров предлагает включить ее в качестве подгруппы в атланто-черноморскую группу типов (Витое, Марк, Чебоксаров, 1959)».


(с) «Русские» (сборник Института этнологии и антропологии РАН из серии "народы и культуры")


«Степной комплекс проявляется в русском населении среднего течения Хопра и Дона и в некоторых тюркоязычных группах правобережья Волги, в частности у мишарей».

(с) Т. И. Алексеева. «Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения»


«Наконец, на юго-востоке исследуемой территории выявляется еще один комплекс – степной, характеризующийся средним или ниже среднего ростом, мезокефалией, невысоким и среднешироким, среднепрофилированным лицом, довольно темной пигментацией, средним или ниже среднего ростом бороды и несколько ослабленным ростом волос на груди. Процент вогнутых профилей носа примерно колеблется в пределах 15-25, процент выпуклых – 5-20, кончик носа горизонтальный или приподнятый, ортохейлия. Наиболее характерные представители – мишари и, возможно, мордва-мокша».

В.В. Бунак. «Происхождение и этническая история русского народа» (Стр. 191-247)




Данные Бунака о Степной группе популяций:

ЦИТАТА
• Головной указатель - 79,3;
• высота лица – 125,2;
• наибольшая ширина лица - 140,3;
• лицевой указатель - 90,5;
• носовой указатель - 63,1;
• толщина губ - 16,3;
• длина тела - 167,5;
• % светлых радужин (без светлосмешанных) - 37 (минимальный по югу);
• % светлых волос - 20 (минимальный по региональным типам);
• рост бороды сильнее среднего;
• горизонтальный профиль умеренный;
• высота переносья средняя;
• % вогнутого профиля спинки носа - 13;
• % поднятого основания носа – 30 (на юге уступает только средневолжскому типу)
• % верхнего века без складки - 18.


Основные представители Степной группы популяций: русские Хопры и Дона, юго-восточные украинцы, тюркоязычное и финноязычное население Правобережья Волги.

__________________________

Степной тип = степной понтид.


Взято с Балто-Славики:

http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=767
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 2 2010, 06:48 PM) *
Samtat, дополняю сведения о мишарях:
ЦИТАТА
СТЕПНАЯ ГРУППА ПОПУЛЯЦИЙ

«Степной комплекс. Население зоны степей в антропологическом отношении изучено слабо. При выделении степного комплекса приходится основываться на данных о русском населении среднего течения Дона и Хопра и о некоторых тюркоязычных группах правобережья Волги, в частности мишарях.

Рэхмэт за пояснение.

ЦИТАТА
Степной тип = степной понтид.

Ага. Понял.

Alter_Ego
to Samtat:

Все меньше белых пятен. Небольшие вопросы еще остаются. smile.gif
Samtat
К стати Алексеев В.П. отказывает, на основе краниологических данных, участие средневековых алан в этногенезе балкар, карачаев и осетин. Осетинам даже в большей степени.

Появление в золотоордынский период на территории Подонья и Поволжья узколицых долихкранов может быть связано с разгромом в 13 в.н.э северокавказского форпоста алан г.Дедякова.
Alter_Ego
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 6 2010, 06:52 PM) *
К стати Алексеев В.П. отказывает, на основе краниологических данных, участие средневековых алан в этногенезе балкар, карачаев и осетин. Осетинам даже в большей степени.



Про осетин я в курсе. Поэтому видимо и бесполезно сравнивать генофонд мишар и северокавказцев, хотя вкрапления видимо есть в обе стороны. garmun.gif


ЦИТАТА (Samtat @ Oct 6 2010, 06:52 PM) *
Появление в золотоордынский период на территории Подонья и Поволжья узколицых долихкранов может быть связано с разгромом в 13 в.н.э северокавказского форпоста алан г.Дедякова.



Обязательно посмотрю об этом. )))
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 6 2010, 10:20 PM) *
Поэтому видимо и бесполезно сравнивать генофонд мишар и северокавказцев, хотя вкрапления видимо есть в обе стороны. :grmn

Аланский компонент думаю сбрасывать со счётов не стоит. Он присутствовал на северном кавказе и в средневековье.
С предками карачаев, балкаров и осетин, в первую очередь, связывают широколицые, брахикранные краниологические серии местного происхождения.Данные характеристики имеют место быть у кавкасионов.
ЦИТАТА
Обязательно посмотрю об этом. )))

В истор. хрониках описывался факт северокавказкого похода золотоордынцев совместно с русскими князьми. Позже в арабских хрониках упоминались аланы уже как жители ордынских городов. Это не противоречит данным Новохарьковского могильника. Как известно аланы были коневодами, у них сущствовал культ коня, одно из проявлений которого являются амулеты с изображением скакунов. Появление этих амулетов в Подонье стали фиксировать ещё со времён хазарского каганата.

З.Ы. Данные по краниологии золотоордынского г.Маджара уточню.
Samtat
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 6 2010, 11:44 PM) *
Аланский компонент думаю сбрасывать со счётов не стоит. Он присутствовал на северном кавказе и в средневековье...

З.Ы. Данные по краниологии золотоордынского г.Маджара уточню.

Уточнил, по Герасимову:


И такой вывод:


При рассмотрении краниологических серий Северного Кавказа надо учесть тот фак, что в 13 в.н.э. аланы были ещё христианами, хоть и номинальными. Поэтому и оценивать надо данные с христианских захоронений алан Северного Кавказа. Лишь в дальнейшим, после переселении части из них, в восточных хрониках(14 в.н.э) они уже описывались как мусульмане. А в Новохарьковском могильнике был отмечен начальный этап мусульманизации алан. И ведь не просто так были озвучены равенства серий долихкранов Поволжья,Подонья и Северного Кавказа Ефимовой и Трофимовой.

ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 6 2010, 10:20 PM) *
Про осетин я в курсе....

Вот вывод по карачаям и балкарам:



Это по осетинам:

Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 6 2010, 10:20 PM) *
Про осетин я в курсе...

Alter_Ego, если вам интересно, здесь он-лайн версию книги Алексеева нашёл:
http://www.i-u.ru/biblio/archive/alekseev_ist/07.aspx

другие работы:
http://www.i-u.ru/biblio/archive/alekseev_...%ee%e3%e8%ff#st

---------------------------------------------------------

По Маджару думаю,что надо найти вот эту работу Евтеева А.А., вероятно одна из последних, по интересующей нас тематике:
Евтеев А.А. Население золотоордынского города Маджара по данным краниологии // Вестник антропологии.
http://www.anthropos.msu.ru/sotrudniki/EvteevAA.html

З.Ы. Сам искал, пока без особого успеха.
Alter_Ego
Samtat, вообще если не ошибаюсь к понтийским группам популяций относят черкесов и адыгов (кроме западных)?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%...%82%D0%B8%D0%BF

Алексеев кажись высказал предположение о значительном вкладе аланского компонента в сложение адыгских народностей Западного Кавказа. Их генофонд отличается от осетинского?

ЦИТАТА (Samtat @ Oct 8 2010, 01:09 PM) *
По Маджару думаю,что надо найти вот эту работу Евтеева А.А., вероятно одна из последних, по интересующей нас тематике:
Евтеев А.А. Население золотоордынского города Маджара по данным краниологии // Вестник антропологии.
http://www.anthropos.msu.ru/sotrudniki/EvteevAA.html

З.Ы. Сам искал, пока без особого успеха.



Тоже интересная работа Евтеева и Кубанкина есть есть:

ЦИТАТА
Археологические раскопки северо-западного некрополя Увекского городища в 2005-2007 гг.


Численность выборки делает бессмысленными как подсчет средних значений, так и внутригрупповой многомерный анализ, однако некоторые наблюдения можно сделать. Мужские черепа из погребений 5, 6, 7 и 11 (т.е. 4 из 6) характеризуются долихокранной или мезокранной формой черепной коробки, которая при средней длине – очень узкая. Кроме этого, их объединяет узкое (у некоторых – очень узкое) лицо и достаточно слабое выступание носовых костей. Примерно к этому же «типу» можно отнести женский череп из погребения 9. Наличие в золотоордынских городах мезо-долихокранного населения в качестве самостоятельного компонента отмечалось многими исследователями (Трофимова, 1949; Ефимова, 1983; Евтеев, 2003), и здесь находит дополнительное подтверждение. Интересно, что подобный компонент, в других сериях относительно немногочисленный, в данном случае оказывается доминирующим. Два других мужских черепа, п. 4 и 8 – резко брахикранной формы, при этом имеют от долихокранной группы еще некоторые отличия: более широкое лицо, сильнее выступающий нос. Данный вариант (как ни спекулятивно выглядит его выделение на двух черепах) является очень типичным и значительным по численности компонентом населения золотоордынских городов Поволжья (Дебец, 1948; Трофимова, 1949; Яблонский, 1987). Женский череп юношеского возраста («из траншеи») характеризуется резкой брахикранией и – единственный из всей серии - достаточно ярко выраженными монголоидными особенностями в строении лицевого скелета.


http://uvek.sgu.ru/archeology/kubankin.jsp
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 9 2010, 09:54 PM) *
Алексеев кажись высказал предположение о значительном вкладе аланского компонента в сложение адыгских народностей Западного Кавказа. Их генофонд отличается от осетинского?

Ну да. Вспомните, я скидывал вам ссылку об понтийской типе на Татнете. Алексеев предполагал о аланском компоненте, позднее его предположения подтвердилились.

З.Ы. Не найдёте, продублирую.

ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 9 2010, 10:09 PM) *
Тоже интересная работа Евтеева и Кубанкина есть есть:

Да, уже знаком. Только Евтеев указывает на слабое выступание носовых костей. И здесь возникает вопрос об этническом их происхождении.


ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 2 2010, 06:48 PM) *
В.В. Бунак. «Происхождение и этническая история русского народа» (Стр. 191-247)

Здесь более чёткая карта:



Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 6 2010, 10:20 PM) *
Обязательно посмотрю об этом. )))


Вот здесь тоже посмотрите, есть инетерсные замечания. ИМХО:
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/f...NarozhnyyEI.doc

Например эти:
ЦИТАТА
Характеристика оседлого населения ХIV века в северокавказских владениях Золотой Орды".
Мы опираемся на сведения о 50-ти мусульманских захоронениях из Маджар, 15 погребениях Верхнего Джулата, а также на более 25 погребений горожан-мусульман Нижнего Джулата. Эти материалы сопоставляются и с более, чем 200 христианскими погребениями Верхнего Джулата и в его окру-ге (В.А. Кузнецов), а также – 30 захоронений христиан с Рим-Горы (В.А. Фо-менко), по 5 -у церкви пос. Лоо и на могильнике "Южные культуры" близ Сочи (В.Б. Овчиникова). 17 погребальных комплексов христиан происходит с Эльхотовского могильника (Х.Т. Чшиев), 3 коллективные катакомбы Змейского могильника (Р.Ф. Фидаров). Характеризуются наличием простых грунтовых ям, положением скелетов вытянуто на спине, головой на запад (при се-зонных отклонениях), при вариации положения верхних конечностей и вытянутостью нижних. Иногда сопровождаются сосудами, бусами, серьгами и подвесками в виде знака вопроса. Датированы в пределах ХIV в. Преимущественно, тяготеют к христианским храмам. Этнокультурное определение по-гребений затруднено, за редким исключением, когда есть антропологический анализ погребенных, установивший преимущественно "аланскую" принадлежность части погребенных - храм № 1 Верхнего Джулата, у храма пос. Лоо и на могильнике "Южные культуры". В одном случае отмечена находка глиняной мисочки "для красок", имеющей аналогию в Южной Руси. Аналог позволил В.А. Кузнецову рассматривать это погребение, как захоронение "художника"- выходца из Южной Руси, "расписывавшего храмы" Верхнего Джулата. Универсальный характер христианской погребальной обрядности скрывает этнические истоки и особенности, затрудняя (без помощи антропологов) установление их этнической атрибуции. Сложным является и разгра-ничение этих захоронений на погребения представителей православной, армяно-григорианской и католической церкви.
Погребения мусульманского населения золотоордынских горожан Северного Кавказа совершались в мавзолеях (Маджары, Пятигорье, Борга-Каш), внутри сырцовых оградок (Ставрополье) и кирпичных склепах, грунтовых ямах с уступами и без них; один раз – в каменном "саркофаге" – каменном ящике. Во всех случаях отмечались следы деревянных гробовищ. Другие погребения, на дневной поверхности обозначались каменными надгробиями, на одном из которых (Маджары), отмечена эпитафия: "Судья пра-воверных Касси Магомед, сын Тадж-Эддина (венец веры). Год 777 хиджры" (Ю.Клапрот). Скелеты уложены с разворотом на правый бок, а также – вытя-нуто на спине; все – головой на запад (или – сезонными отклонениями от не-го), лицевой частью к югу. С этнокультурной точки зрения атрибутировать их невозможно, хотя захоронения в мавзолеях резонно отождествлять с погребениями потомков "монголов", или представителями иных, но – элитарных социо-культурных групп. Захоронения в каменных и кирпичных склепах, по аналогии с золотоордынским Поволжьем, речь можно вести лишь о захоронениях представителей "средних слоев" горожан (Л.Т. Яблонский). В грунтовых ямах Верхнего Джулата отмечены (антропологически) и представители северокавказских аланов (В.П. Алексеев, К.Х. Беслекоева). Топогра-фическая расположенность погребений - внутри мавзолеев и в мечети, под ее полом, заставляет считать такую расположенность, социально-престижной и элитарной. Нахождение близ мечетей и на кладбищах - индикатор их значи-тельно меньшего социального статуса, но и в этих случаях вести речь об эт-нокультурном определении погребенных, трудно.
Alter_Ego
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 9 2010, 08:17 PM) *
Да, уже знаком. Только Евтеев указывает на слабое выступание носовых костей. И здесь возникает вопрос об этническом их происхождении.


Где-то читал, что точно и определенно невозможно реконструировать именно нос - не сохраняются носовые хрящи.

Поэтому приходится полагаться более на личную интуицию реконструкторов. Может быть это и не правда. smile.gif

В любом случае в Увеке жили татары, раз это золотооордынское городище. rolleyes.gif



ЦИТАТА (Samtat @ Oct 9 2010, 08:17 PM) *
Здесь более чёткая карта:




По этой карте степной тип идет из южно-русских степей и очагами распостраняется на территории Татарстана и Башкирии, где в основном волго-камсий и приуральские типы.

Кстати кто в этих степных районах проживает?
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 12:24 PM) *
Кстати кто в этих степных районах проживает?

Сейчас не знаю, надо смотреть по картам. А ранее думаю аланские и половецкие племена.

ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 12:24 PM) *
В любом случае в Увеке жили татары, раз это золотооордынское городище. rolleyes.gif


В полне вероятно. Надо уточнить способ захоронения. Важное замечание Евтеева, имхо:
ЦИТАТА
Наличие в золотоордынских городах мезо-долихокранного населения в качестве самостоятельного компонента отмечалось многими исследователями (Трофимова, 1949; Ефимова, 1983; Евтеев, 2003)


ЦИТАТА (Samtat @ Oct 6 2010, 09:52 PM) *
Появление в золотоордынский период на территории Подонья и Поволжья узколицых долихкранов может быть связано с разгромом в 13 в.н.э северокавказского форпоста алан г.Дедякова.


Здесь об этом историческая справка:

ЦИТАТА
Русские летописи сообщают (под 1278 г.) о крупном восстании на Северном Кавказе в 1277 г. и осаде монголами, с привлечением дружин русских князей, аланского города Дедякова. Судя по всему, сюда были привлечены силы со всей Золотой Орды, и командовал ими сам хан Менгу-Тимур (1266-1280 гг.). "Славный ясский город Дедяков" пал в феврале 1278 г. Он был сожжен и разграблен. Ряд исследователей полагают, что под Дедя-ковым надо понимать Верхне-Джулатское городище в Северной Осетии, другие считают, что Дедяков надо искать на р. Сунжа ("Севенц" - русских летописей).
Восстание было вызвано, скорее всего, усилением налогового гнета в Золотой Орде, причем, налоги взимались не только деньгами и имуществом, но и людьми - "дань кровью", "дань девушками". Каждый год надо было выдать монголам десятую часть от количества людей в том или ином населенном пункте. В 40-60-х гг. XIII в. значительная часть северокавказского населения, именуемая в источниках "аланами" и "асами", была вынуждена покинуть родину. Несколько тысяч мужчин попало в гвардию монгольских императоров и оказалось в Китае (позже их численность могла возрасти, есть цифры, что в XIV в. асская гвардия императора в Пекине насчитывала 30 тыс. чел.), другая группа алан ушла в Венгрию с половцами хана Котяну, образовав здесь этническую область Ясшаг. Большие массы алан покидали равнины и уходили в ущелья Центрального Кавказа, оседая в бассейне р. Большая Лиахва по соседству с местными нахоязыч-ными двалами. Вассал Хулагидов - грузинский царь Давид (около 60-х гг. XIII в.) селил знатных алан, бежавших от монгольского хана Берке близ Тбилиси, Дманиси и в Жинвали. Кстати, такое переселение весьма приветствовали хулагидские власти в Грузии, обязывая алан нести военную службу, в том числе и в грузинских крепостях.

http://www.chechen.org/222-gorcy-i-severok...y-v-period.html
Alter_Ego
Дополняю сведения, об аланском компоненте золотоордынцев.

Ранее на этом форуме уже публиковалось:

ЦИТАТА
в Среднем Подонье выявлен новый тип памятников золотордынского периода - грунтовые могильники (Новохарьковский и Таганский). Новохарьковский могильникой расположен у с. Новохарьковка Ольховатского района Воронежской области на дюнном всхолмлении в пойме правого берега р. Ольховатка. Раскопки проводились Т.Ю.Березуцкой (1994г.) и А.З.Винниковым (1995-1997гг.). На изученной площади (более 800 кв.м.) исследовано 147 погребений. На площади могильника погребения располагаются неправильными рядами. Погребения находятся в почвенном слое, на уровне материка, в материке. Ямы имели подпрямоугольную и овальную форму. В 28% погребений фиксируются внутримогильные деревянные конструкции ( "рамы" из досок, плахи). Лишь два погребения парные. Погребения с западной ориентировкой с отклонением к югу или северу составляют около 82%. Для погребенных характерно положение на спине. Лишь в единичных случаях можно говорить о легком развороте погребенного на правый бок. Положение рук погребенных не отличается стабильностью: кисти рук лежали на животе, на костях таза, на груди, на плечах, обе руки могли быть вытянуты вдоль тела. Погребальный инвентарь был лишь в половине погребений. В составе последнего нет орудий труда (за исключением наперстка), предметов вооружения, конской упряжи. Найдены лишь украшения и детали одежды: витые и пластинчатые браслеты, щитковосрединные перстни, подвески (округлые , округлые с петелькой на одном из концов, в виде знака вопроса), нашивные бляшки, подвеска в форме трехлистника, фрагмент подвески-медальона, обломки зеркал, амулетница(?), пуговицы, стеклянные бусины и бусины из горного хрусталя и сердолика, раковины каури. Металлические изделия изготовлены из бронзы и серебра, в ряде случаев покрыты позолотой. Анализ антропологического материала Новохарьковского могильника показал, что мужское население являлось профессиональными всадниками, а скотоводство - ведущей отраслью хозяйства. Кроме того речь идет о развитой хозяйственной инфраструктуре, неоднородности населения в хозяйственной жизни и профессиональных занятиях.По результатам антропологического анализа население, оставившее Новохарьковский могильник, имеет наибольшее сходство с материалами Дмитриевского аланского могильника салтово-маяцкой культуры (р. Короча, Шебекинский район Белгородской области) (заключение Т.И.Алексеевой, М.В.Козловской). Г.В.Лебединской выполнена реконструкция внешнего облика населения, оставившего Новохарьковский могильник.



http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/safonov/Texts/33sv.htm


Интересно, что степной тип русского народа выделен именно в зоне 10 (Воронежская обл.), где был найден данный золотоордынский могильник и вообще часто находят памятники той эпохи:

Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 01:14 PM) *
Дополняю сведения, об аланском компоненте золотоордынцев.

Я всё больше убеждаюсь в том, что средиземноморская компонента у татар, начавшая распростаняться в хазарский период, увеличила свою доминанту в золотоордынский.
Alter_Ego
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 10 2010, 09:25 AM) *
Я всё больше убеждаюсь в том, что средиземноморская компонента, начавшая распростаняться в хазарский период, увеличила свою доминанту в золотоордынский.


Тоже приходят эти мысли. Посему выходит степной комплекс, связанный с понтидами:

ЦИТАТА
Комбинация антропологических признаков, характерных для степного комплекса, известна в литературе под названием понтийского, или черноморского, типа (Випак, 1932. Neues Material,..)- Н.Н. Чебоксаров предлагает включить ее в качестве подгруппы в атланто-черноморскую группу типов (Витое, Марк, Чебоксаров, 1959)».


начинает доминировать у татар (а более всего - у мишарей) в период Золотой Орды.

Это скорее всего и обьясняет наиболее развитое татарское самосознание мишарей. smile.gif

Samtat
Я бы не стал жёстко увязывать антротип и самосознание. bb.gif
Alter_Ego
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 10 2010, 10:49 AM) *
Я бы не стал жёстко увязывать антротип и самосознание. bb.gif


Такая мысль посетила, хотя понятно, что это не так. chalma.gif
Samtat
Alter_Ego, я могу увести тему в несколько иную сторону, но всё-таки любопытная инфа, из антропологии башкир:



Считается, что Кушнаренковкая культура и караякуповская являлась материальной основой Великой Венгрии. Кушнаренковкая есть продолжение саргатской. У меня нет объёмных краниологических данных по всей этой культуре, но сильное этнокультурное влияние сармат на неё учёными отмечалось.
Alter_Ego
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 10 2010, 11:25 AM) *
Считается, что Кушнаренковкая культура и караякуповская являлась материальной основой Великой Венгрии. Кушнаренковкая есть продолжение саргатской. У меня нет объёмных краниологических данных по всей этой культуре, но сильное этнокультурное влияние сармат на неё учёными отмечалось.



Вообще вроде на месте ордынского Маджара до своего исхода кочевали венгры.

Получается свое название он берет от "мадьяр", которые по многим краниологическим признакам близки верхне-салтовцам?
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 02:56 PM) *
Вообще вроде на месте ордынского Маджара до своего исхода кочевали венгры.
Получается свое название он берет от "мадьяр", которые по многим краниологическим признакам близки верхне-салтовцам?

Тут ещё вопрос является ли "маджар" изначально фу-ским или венгерским этнонимом. "Маджары" как род есть у ногаев,казахов, узбеков.
Европейские и восточные средневековые хроники называют маджар(мадьяр) тюрками. Конечно это может быть не в буквально этнолингвистическом смысле, а в этнографическом. Но есть разные "но"...

З.Ы. Казахские маджары по уДНК имеют высокий процент гаплогруппы G, характерные для Кавказа. В сравнении с венгерскими гаплотипами являются очень далёкими родственниками.
vadu
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 10 2010, 04:12 PM) *
Тут ещё вопрос является ли "маджар" изначально фу-ским или венгерским этнонимом. "Маджары" как род есть у ногаев,казахов, узбеков.
Европейские и восточные средневековые хроники называют маджар(мадьяр) тюрками. Конечно это может быть не в буквально этнолингвистическом смысле, а в этнографическом. Но есть разные "но"...

З.Ы. Казахские маджары по уДНК имеют высокий процент гаплогруппы G, характерные для Кавказа. В сравнении с венгерскими гаплотипами являются очень далёкими родственниками.


Не стоит путать абсолютно разные G. На Кавказе это G2, у казахов это G1, которая помимо казахских аргынов и маджаров встречается в Иране. Больше нигде G1 в более-менее заметных количествах нет.
Само имя Маджар (Мадияр) имеет не угорские корни, оно в одном ряду с такими именами как Бахтияр, Кудияр, Данияр и т.д. Я бы сказал, что это иранские имена и тогда присутствие гаплогруппы G1 в Иране и у казахов имеет вполне чёткие иранские корни сарматского происхождения.
Samtat
ЦИТАТА (vadu @ Oct 10 2010, 03:32 PM) *
Не стоит путать абсолютно разные G. На Кавказе это G2, у казахов это G1, которая помимо казахских аргынов и маджаров встречается в Иране. Больше нигде G1 в более-менее заметных количествах нет.
Само имя Маджар (Мадияр) имеет не угорские корни, оно в одном ряду с такими именами как Бахтияр, Кудияр, Данияр и т.д. Я бы сказал, что это иранские имена и тогда присутствие гаплогруппы G1 в Иране и у казахов имеет вполне чёткие иранские корни сарматского происхождения.

Да, сейчас по G посмотрел, по Кавказу в основном G2. По этнониму я бы искал тюркскую этимологию,основанную на второй части этнонима "ар"-муж, также как и булгар, хазар,татар.

З.Ы. G1 не уж то нет, кроме как в Иране? huh.gif
Alter_Ego
По казахским маждарам есть данные:



Получается реальности не соответствует представленное родство?

______________________

А какие данные есть по адыгам и черкесам (полные)?

Эти две нации, хоть и в смешанном виде, но представляют собой понтийские группы популяций.

Вообще уже есть возможность проводить генетический анализ захоронений любых могильников (в том числе аланских).

Непонятно почему это не делается. rolleyes.gif
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 05:49 PM) *
По казахским маждарам есть данные:

Здесь в этой теме:Аsan-kaygy(Сабитов) даёт ссылки на свои публикации по аргынам и маджарам
http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/...83%d0%b4%d0%b0/

ЦИТАТА
Получается реальности не соответствует представленное родство?

Как говорит Аsan-kaygy, и здесь на форуме уже повторялось не раз, определение степени родства по гаплотипам информативнее, чем по гаплогрупам. rolleyes.gif

ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 05:49 PM) *
Вообще уже есть возможность проводить генетический анализ захоронений любых могильников (в том числе аланских).

Вообще-то считается, что это относительно сложный процесс. Хотя не спорю подобные данные были бы большим подспорьем.


ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 10 2010, 05:49 PM) *
А какие данные есть по адыгам и черкесам (полные)?
Эти две нации, хоть и в смешанном виде, но представляют собой понтийские группы популяций.

Да ,думаю стоит поискать данные. Хотя я не склонен ставить однозначный знак равенства между гаплогруппой и антротипом.


Вот нашёл, только что это даст? blink.gif


К стати, здесь у армян не маленькая частота G1. Думаю есть смысл посмотреть азери и турков. bigwink.gif
ilyas xan astraxanski
QUOTE (Samtat @ Oct 6 2010, 11:44 PM) *
Аланский компонент думаю сбрасывать со счётов не стоит. Он присутствовал на северном кавказе и в средневековье.
С предками карачаев, балкаров и осетин, в первую очередь, связывают широколицые, брахикранные краниологические серии местного происхождения.Данные характеристики имеют место быть у кавкасионов.

В истор. хрониках описывался факт северокавказкого похода золотоордынцев совместно с русскими князьми. Позже в арабских хрониках упоминались аланы уже как жители ордынских городов. Это не противоречит данным Новохарьковского могильника. Как известно аланы были коневодами, у них сущствовал культ коня, одно из проявлений которого являются амулеты с изображением скакунов. Появление этих амулетов в Подонье стали фиксировать ещё со времён хазарского каганата.

З.Ы. Данные по краниологии золотоордынского г.Маджара уточню.


На самом деле, аланы жили в золотоордынских городах еще до создания Золотой Орды.
Samtat
ЦИТАТА (ilyas xan astraxanski @ Oct 10 2010, 08:10 PM) *
На самом деле, аланы жили в золотоордынских городах еще до создания Золотой Орды.

Да, но только не в золотоордынских,а в городах Хазарского каганата, жить вполне могли.
kazak
Да, если учесть, что Аланук - по древнетюркски - человек. ;)
Rustem
Вроде, даже Фадлан писал про аланов в З.Орде. Правда, Орду тогда Булгаром называли.
vadu
Казахские маджары это подрод аргынов, к венграм отношения не имеет никакого. Вот к сарматам может. Кипчаки это R1b1b1, аргыны G1 - не родственники генетически.

Анализ имён, оканчивающихся на -ар в большинстве случаев показывает их не тюркское происхождение, скорее иранское. При этом смтореть надо не только префикс -ар, а то что перед ним и сами имена целиком.

G1 есть в Китае. Если брать проценты, то маленткий -2.5% В числовом выражении это что=то около 20 миллионов. Пока как рабочая версия встречалось, что это могут быть потомки аланской гвардии китайских императоров.
Samtat
ЦИТАТА (vadu @ Oct 10 2010, 10:35 PM) *
Казахские маджары это подрод аргынов ...

На сколько знаю есть ещё кипчакские маджары. Как на счёт них?И маджары -это не выдумки. См список 92-х узбекских племён.
vadu
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 10 2010, 08:22 PM) *
Хотя я не склонен ставить однозначный знак равенства между гаплогруппой и антротипом.


Абсолютно верно. N1c1 даже у трёх рас - европеоиды, лапаноиды, тураноиды. С Кавказом думаю такая же история. Более того попадалось что одна гаплоруппа у трёх антротипов. Источник не помню, м.б. молген.


ЦИТАТА (Samtat @ Oct 11 2010, 12:40 AM) *
На сколько знаю есть ещё кипчакские маджары. Как на счёт них?И маджары -это не выдумки. См список 92-х узбекских племён.

Есть у кипчаков, пока не тестировались. Могут быть и аргынскими по происхождению, а может быть и просто имя основателя рода. Моего жиена зовут Мадияр и он Найман.

Кстати мой подрод адайский Жанай, но я встречал его у крымских, ногаев, башкиров, киргизов, аргынов, найманов. Будут широкие исследования, которые охватят всех тюрков, тогда выяснится один и тот же род или нет. Пока остаётся предполагать, что это всё тёзки.
Samtat
ЦИТАТА (vadu @ Oct 10 2010, 10:35 PM) *
Анализ имён, оканчивающихся на -ар в большинстве случаев показывает их не тюркское происхождение, скорее иранское. При этом смтореть надо не только префикс -ар, а то что перед ним и сами имена целиком.

Может расскажите нам об этих иранских племенах с окончанием на -ар? Сколько их было,где проживали?
Rustem
Кашкайлар, азерилар, тажиклар, фарслар. smile.gif
Или по-другому: кашкайдар, азеридар, тажиктар, парстар. smile.gif
vadu
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 11 2010, 10:07 AM) *
Может расскажите нам об этих иранских племенах с окончанием на -ар? Сколько их было,где проживали?


Вообще-то я имел в виду личные имена, а не племена.

Покажите тюркскую этимологию таких имён как Данияр, Бахтияр, Кудияр (Худояр), Мадияр, Алдияр, Санджар, Калижар. Я буду только рад, если это у вас получится.
Samtat
Понятно... smile.gif
Rustem
Яр(тат.)- друг.
Alter_Ego
ЦИТАТА (vadu @ Oct 10 2010, 07:35 PM) *
G1 есть в Китае. Если брать проценты, то маленткий -2.5% В числовом выражении это что=то около 20 миллионов. Пока как рабочая версия встречалось, что это могут быть потомки аланской гвардии китайских императоров.



G1 могла быть у аланов?


ЦИТАТА (Samtat @ Oct 6 2010, 07:44 PM) *
Как известно аланы были коневодами, у них сущствовал культ коня, одно из проявлений которого являются амулеты с изображением скакунов.



Есть еще дореволюционные сведения о мишарях:


Гайнетдин Ахмеров

Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.— Казань, 1903

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА



ЦИТАТА
В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской мишари занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Та¬кую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом115. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень — по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с мишарями, или просто по недоразумению, этот порок приписывается Казанским татарам, между тем как среди них конок¬радство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.Мишари имеют особенную склонность более к животной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо — баранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наоборот— режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут маленьких жеребят, чтобы освободить матку во время полевых работ. Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин — летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабантуй и мишари справляют.


ЦИТАТА
Занятия, нравы и обычаи их — кочевого характера и сходны с киргизскими.


ЦИТАТА
Исчезнувшее племя мещера было одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами.
Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебопашеством и бортевым пчеловодством"4, охотою на зверей и рыбною ловлею122.
У мишарей же не только нет склонности к этим отраслям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других финнов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.


ЦИТАТА
Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в соседстве с мишарями, не имеют такой склонности к скотоводству.
В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.
Осенью барышники-мишари арендуют у соседних помещиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало112. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) — петух, силазан — селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках.


Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 12 2010, 01:21 PM) *
G1 могла быть у аланов?

Это можно оценить по степени распостранённости её по территории Восточной Европы. Но ни один этнос как современный, так и средневековый не может характеризоваться лишь одной гаплогруппой. Разве, что какая-нибудь реликтовая, изолированная этническая группа.


ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 12 2010, 01:21 PM) *
Есть еще дореволюционные сведения о мишарях:


Цитата из Уразмановой:



Но здесь возможно местный климат и ландшафт диктовал форму ведения хозяйства.
Samtat
Попалась инфа с одного форума. Сначала идея не понравилась, но чуть позже нашлась другая ссылка:

ЦИТАТА
•МАДЖАРА — (тат.). Татарская телега. (Источник: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка . Чудинов А.Н., 1910) МАДЖАРА в Крыму и на Кавказе татарская телега. (Источник: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка .… (Словарь иностранных слов русского языка)

•маджара — сущ., кол во синонимов: (1) • ↑телега (38) Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010… (Словарь синонимов)

•Маджара — особая повозка, употребляемая крымскими татарами. В Крыму является продажной единицей для дров на базарах. Полная нагрузка М. составляет, в зависимости от сорта дров, от 1/8 до 1/6 кубической сажени.… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона) ...

•Можары, маджары — племя, жившее близ устьев Волги, на берегу р. Кумы, где еще поныне указывают на развалины города Маджара (см.). В 1551 г. М. была союзниками русских во время войны с Казанью. Впоследствии они смешались с чувашами и др. инородцами. Ср. статьи… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

•МАЖАРА — и маджара, маджары, жен. В Крыму и на северном Кавказе большая длинная телега с решеткой из палок по бокам, запрягаемая парой лошадей или волов. … (Толковый словарь Ушакова)

•МАЖАРА — , маджара жен. крымская большая арба; верблюжья парная телега, мажа, южн. большой чумацкий воз, ·т.е. воловья телега. Мажары муж., мн., орл. мазарки, древнее кладбище, бугристое место. … (Толковый словарь Даля)

•МОЖАРА — , маджара жен. большая татарская или азиатская арба. Виноград из Крыма возят в можарах. Можарский петух, курица кавк., астрах. фазан. … (Толковый словарь Даля)

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/853602

Маджара-маджар...телега, арба... маджар-куманы,маджар-кипчаки...телега-арба-колесо...Колесо-кэпчак...кипчак????

Ранее приходило в голову почему этноним "кипчак" не ассоциируют с арбой, колесом? У Гумилёва племя "теле" называли "высокие колёса". Почему этимология слова "кипчак" не может быть того же происхождения??? blink.gif
Alter_Ego
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 15 2010, 04:50 PM) *
Ранее приходило в голову почему этноним "кипчак" не ассоциируют с арбой, колесом? У Гумилёва племя "теле" называли "высокие колёса". Почему этимология слова "кипчак" не может быть того же происхождения??? blink.gif



Возможно)) atchaba.gif




____________________


Кстати о буртасах и мещере. В татнете об этом уже был разговор. Но думаю стоит об этом еще раз повторить и тут:

Нет никаких краниологических данных (кроме гипотез) об летописной мещере и это очень странно, если учесть, что обо всех реальных (и исчезнувших) финно-угорских народах средневековья собрано достаточно сведений.

Все это вкупе позволяет серьезно усомниться в официальной версии финно-угорского происхождения мещеры.



По буртасам тоже неизвестно ничего - нет никакой краниологии.
Кызтумас
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 16 2010, 06:44 PM) *
...Нет никаких краниологических данных (кроме гипотез) об летописной мещере и это очень странно, если учесть, что обо всех реальных (и исчезнувших) финно-угорских народах средневековья собрано достаточно сведений.
Все это вкупе позволяет серьезно усомниться в официальной версии финно-угорского происхождения мещеры.

А при чем тут краниология? И что такое "достаточно сведений"? Включая краниологические?
А летописное, оно и есть летописное:
"...в лето 6706 князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее.. "

По князю ширинскому Бахмету есть краниология? smile.gif Кого же он там воевал? Краниоблизких? smile.gif
Alter_Ego
ЦИТАТА (Кызтумас @ Oct 16 2010, 04:24 PM) *
А летописное, оно и есть летописное:
"...в лето 6706 князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее.. "



Вот Вы и расскажите нам, что такое Мещера? Кто ее населял? На каком языке она разговаривала? smile.gif
Кызтумас
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 16 2010, 07:29 PM) *
Вот Вы и расскажите нам, что такое Мещера? Кто ее населял? На каком языке она разговаривала? smile.gif

Я придерживаюсь ВЕРСИИ угоро-финского происхождения мещеры. Мне так больше нравится (эстетически).
Но "фино-угорское" это языковой маркер.
Краниологически, например, я - чистый монгол. А по-русскому языку у меня четверка (иногда с плюсом).
Что я вам могу в связи с этим рассказать? -
Пришел, воевал, засел. smile.gif
Alter_Ego
ЦИТАТА (Кызтумас @ Oct 16 2010, 04:35 PM) *
Я придерживаюсь ВЕРСИИ угоро-финского происхождения мещеры. Мне так больше нравится (эстетически).


Сможете обьяснить, почему найдены и изучены мерянские, муромские, древнеэрзянские, древнемокшанские и др. захоронения, но ничего подобного нет с мещерой?
Кызтумас
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 16 2010, 07:40 PM) *
Сможете обьяснить, почему найдены и изучены мерянские, муромские, древнеэрзянские, древнемокшанские и др. захоронения, но ничего подобного нет с мещерой?

Давайте топонимику мещерского края посмотрим.
Samtat
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 16 2010, 06:44 PM) *
Кстати о буртасах и мещере. В татнете об этом уже был разговор. Но думаю стоит об этом еще раз повторить и тут:
Нет никаких краниологических данных (кроме гипотез) об летописной мещере и это очень странно, если учесть, что обо всех реальных (и исчезнувших) финно-угорских народах средневековья собрано достаточно сведений.Все это вкупе позволяет серьезно усомниться в официальной версии финно-угорского происхождения мещеры.По буртасам тоже неизвестно ничего - нет никакой краниологии.

Потому, что ещё толком не определена та археологическая кульутура, с которой можно однозначно связать буртасов.
Вероятно наиболее перспективным в этом плане будет изучение Армиевского могильника.

З.Ы. Alter_Ego вы скачали статью Афанасьева, которую выложил Дамир Харейтдинов? Если нет, то есть смысл это сделать. После её прочтения становится более понятно изложение Тортика в "Северной Хазарии... о буртасах.




Кызтумас
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Oct 16 2010, 07:40 PM) *
Сможете обьяснить, почему найдены и изучены мерянские, муромские, древнеэрзянские, древнемокшанские и др. захоронения, но ничего подобного нет с мещерой?


.... Первые мещерские женские захоронения были найдены ещё в 1870-х годах в районе села Жабки, относившемуся к Егорьевскому уезду Рязанской губернии (ныне Егорьевский район Московской области). Основная часть бронзовых мещерских украшений из Жабок хранится ныне в Государственном Эрмитаже....

... в начале 20 века были найдены грунтовые могильники на Владимирщине, в том числе близ г. Судогда. Их единодушно отнесли их к мещерским и датировали их, как и в Жабках, 11-12 веками, отметив явные признаки славянизации. Отражением этого было и появление мещерских ритуальных вещей в славянских захоронениях....

... Осенью 1950 года снова заговорила о себе "егорьевская" мещера ..... В селе Парыкино, случайно был вскрыт ещё один грунтовый могильник. Его материал экспонируется в Егорьевском музее. Среди представленного - очень крупная орнаментальная подвеска, с узором, фрагментарно просматривающимся и в некоторых жабкинских предметах. Есть основание полагать, что и данный элемент является признаком мещеры...


А вообще-то существует в официальной историографии версия , что мещерские захоронения прекратились в 10 веке. Потому , де, что в 10 веке мещеру вытеснили славянские племена.
Что , конечно же, не может быть безоговорочной правдой.
Но на фоне такого научного канона попробуй что-нибудь откопай! smile.gif

А чтобы определиться (хоть сколько-нибудь) в языковом фоне мещеры, надо смотреть топонимику мещерского края.
Samtat
У нас тут ранее говорилось в одной из тем :
ЦИТАТА (Alter_Ego @ Sep 5 2010, 12:23 PM) *
IV съезд археологов России состоялся в Казани в 1883 году, целиком и полностью был посвящен проблеме происхождения нижегородских татар и мишарей. Он был созван по инициативе членов НГУАК , все члены которой принимали участие в работе съезда. На съезде состоялась дискуссия по истории мишарей. Ведущие ученые, исследовавшие эту историю Радлов, Шестаков, Шпилевский и другие категорически отвергли версию об угро-финском происхождении мещеры и нижегородских татар. Они высказывали свои предположения о тюркско-маджарском происхождении татар-мишарей в целом и нижегородских татар в частности (см. Труды IV археологического съезда в России. Т.I, Казань 1884 г.) Съезд проводился в спешке, в пику археологам Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Большая группа археологов осуществила крупномасштабное археологическое исследование курганных за-хоронений Подмосковья, установила, что эти курганные захоронения при-надлежат мещере, датируются они V веком, являются аналогичными с курганами Северного Кавказа, Подонья, характерными для маджар-куманов.

Я полагаю речь об этом:
ЦИТАТА
Представляют большой интерес результаты раскопок, произведенных В.И. Мочульским. Он составил подробную карту курганов на территории Московской и Владимирской губерний, идентифицировал с татарскими курганами южных областей (Керцелли Н.Г. Об историко-географических изысканиях В.И.Мочульского, о курганах и каменных бабах Южной России // Труды Антропологического отдела об-ва любителей естествознания. Кн. 2. Вып. 1. М., 1876. С. 45–55). Мочульский не был одинок в своем мнении. Его работе предшествовали археологические изыскания Гатчука, который поставил вопрос об этнической принадлежности курганов Московской губернии и сделал категоричный вывод о том, что они принадлежат какой-то чуди или смешанному племени мещер и чувашей.
Раскопки производил и А. Богданов, раскопавший в семи уездах 129 курганов (Богданов А. Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии. Там же. T. IV. Вып. 1. М., 1867. С. 12–17, 172–173). Особенно много памятников оставили тюрки в Коломенском уезде Московской губернии. Археолог A.M. Анастасьев произвел раскопки 73 курганов. Как и А. Богданов, он установил одинаковое расположение трупов – головой на запад, горшки во всех курганах деланы не на кругу, а на болванке, как это встречается в сибирских курганах (см. Анастасьев A.M. О раскопках курганов Коломенского уезда // Труды Антропологического съезда Общества любителей естествознания. Кн. 2. Вып. 1. М. 1876. С. 13).Археологи пришли к единому выводу о том, что курганы принадлежат скотоводческому племени нефинского происхождения, расселившемуся по Москве-реке и ее притокам. А. Богданов установил последовательность замещения племен: курганное племя туземного и нефинского происхождения – финны – славяне.

http://www.idmedina.ru/books/materials/rmf.../hist_orlov.htm

Книгу Богданова я нашёл:
ЦИТАТА

Можете её отсюда скачать. Автор действительно расскопал курганные захоронения. Начальные кранилогические параметры показали, что население это было долихкранным и узколицым.

З.Ы. На мой взгляд на данные изысскания, необходима оценка современных археологов. Потому как нужна точная характеристика вещевого комплекса и типа захоронения, установки его датировки и соотношение с синхронными захоронениями в других регионах, чтобы говорить об их этнической принадлежности.
Samtat
ЦИТАТА (Samtat @ Oct 18 2010, 08:53 AM) *
ЦИТАТА
Раскопки производил и А. Богданов, раскопавший в семи уездах 129 курганов (Богданов А. Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии. Там же. T. IV. Вып. 1. М., 1867. С. 12–17, 172–173). Особенно много памятников оставили тюрки в Коломенском уезде Московской губернии. Археолог A.M. Анастасьев произвел раскопки 73 курганов. Как и А. Богданов, он установил одинаковое расположение трупов – головой на запад, горшки во всех курганах деланы не на кругу, а на болванке, как это встречается в сибирских курганах (см. Анастасьев A.M. О раскопках курганов Коломенского уезда // Труды Антропологического съезда Общества любителей естествознания. Кн. 2. Вып. 1. М. 1876. С. 13).Археологи пришли к единому выводу о том, что курганы принадлежат скотоводческому племени нефинского происхождения, расселившемуся по Москве-реке и ее притокам. А. Богданов установил последовательность замещения племен: курганное племя туземного и нефинского происхождения – финны – славяне.

http://www.idmedina.ru/books/materials/rmf.../hist_orlov.htm

Книгу Богданова я нашёл:
ЦИТАТА


Я тут отсканировал несколько страниц:




Информативность небольшая, но кое-какие моменты можно понять. Жаль, что не удалось найти современных работ по этим раскопкам.
Это упрощенный вариант нашего основного контента. Чтобы открыть полную версию с дополнительной информацией, улучшенным форматом и графикой, пожалуйста нажми здесь.
Invision Power Board © 2001-2014 Invision Power Services, Inc.